Возможности образовательной инфраструктуры в коттеджных посёлках Ленинградской области

Возможности образовательной инфраструктуры в коттеджных посёлках Ленинградской области (Пресс-релиз, организованный аналитическим бюро Д.Сперанского).

Жители коттеджных поселков как правило оказываются отрезанными от школ и детских садов. Они вынуждены тратить по 15-20 часов в неделю на доставку одного ребенка в школу и на секцию. Об этом, в частности шла речь на пресс-конференции, организованной компанией «Ламбери», где приглашенные эксперты обсудили варианты решения образовательной проблемы за городской чертой.
Организаторы привели частный пример: в Бугровское сельское поселение входят 9 населенных пунктов, а образовательная инфраструктура имеется только в самих Буграх: одна школа, один детский сад и культурно-досуговый центр. В окрестностях расположены более десятка коттеджных поселков в сумме на 3500 домовладений, которые активно заселяются. В результате за последние пять лет количество учеников в местной школе увеличилось с 380 до 750. Единственный детский сад посещают 150 детей и еще 360 стоят в очереди. Похожая ситуация наблюдается и во многих других локациях.
«Государство де-факто устранилось от решения этой проблемы на областных землях. Поэтому мы и решили организовать частную школу по соседству с нашим поселком», - говорит генеральный директор «Ламбери» Алексей Потапов. В ноябре компания подписала договор со старейшим частным образовательным учреждением Петербурга «Деловая волна». Это первый опыт взаимодействия девелопера и оператора негосударственной школы на загородном рынке. «Частная школа – это образование принципиально иного уровня. Дети получают здесь не только обязательную программу, но и дополнительное  образование – музыкальное, художественное, хороший уровень иностранных языков. В случае пропуска занятий они получают лекции по электронной почте. Старшеклассники имеют возможность дистанционного обучаться на кафедрах лучших вузов», - рассказала Ирина Королькова, директор частного общеобразовательного учреждения «Деловая волна».  Школа рассчитана на 200 детей, в ней же предусмотрен детский сад на 60 малышей. Затраты девелопера на строительство и обустройство школы – 260 млн. рублей. Расчетный срок окупаемости – 10-15 лет. Стоимость обучения одного ребенка ориентировочно составляет 50 000 рублей.
Светлана Аршинникова, руководитель отдела маркетинга ГК «Балтрос», рассказала о своем опыте. При строительстве проекта «Новая Ижора» были организованы школа и детский сад по схеме государственно-частного партнерства. То есть девелопер возвел и оборудовал здания за свои деньги, а государство в течение 10 лет выкупает их. «Результат получился хороший, но тиражировать такую схему не получится: договориться с властями о таком партнерстве сегодня практически нереально. С подписания договора прошло почти 10 лет, настроения гос. органов за это время сильно изменились», - подытожила Светлана Аршинникова. Также эксперт поделилась уникальным для нашего региона опытом организации школьных автобусов. Школьные автобусы доставляют детей из ЖК «Славянка» в школу в «Новой Ижоре»: «На согласования ушло два года и безумное количество сил. И все равно организовать процесс, как было изначально задумано, не получилось», - делится наблюдениями г-жа Аршинникова.
Константин Лапшин, начальник отдела продаж «1-я Академии недвижимости» рассказал об опыте организации частного детского сада в поселке: «К нам пришел инвестор, который готов был выкупить 4 участка и организовать на ней детский сад «Монтесори». Мы помогли ему правильно оформить бумаги на землю и 2,5 года он успешно работает. Услугами это детского сада пользуются не только жители поселка, но и жители соседних населенных пунктов. В наших новых проектах «Сосновкие горки» и «Разметелево» мы, согласно требованию муниципальных властей, выделили площади под строительство образовательных учреждений. Строить их будут и сами муниципалитеты» - сказал Константин Лапшин. Конечно, остается вопрос о сроках этого строительства. Есть случаи, когда муниципальные школы сдаются с 5-летней задержкой против уже согласованных планов. А в этом случае еще не определены даже сроки начала проектирования учебных заведений. А также в КП Разметелево запланировано два детских сада, один из которых будет коммерческим и будет построен на деньги заинтересованного инвестора в реализации своего бизнеса по детским дошкольным учреждениям, занимающихся обучением детей по системе Монтессори. Это система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори[1]. Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.

 

  • Выделяют следующие ключевые характеристики метода Монтессори:[2]
    Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.
    Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.
    Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.
    Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
    Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.
    Свобода передвижений по классу.
    Специально подготовленный Монтессори-педагог.

«Не везде с образовательными учреждениями дела обстоят так печально. В южных районах немало населенных пунктов, в которых школы недозагружены. И возможно, что здесь как раз станет хорошим решением организация школьных автобусов, которые будут отвозить детей из поселков в школу и обратно. Именно так мы и постараемся решить вопрос для жителей нашего поселка», - рассказал Сергей Будько, исполнительный директор компании Vantaa Village.
Возможности девелоперов помочь людям в решении этой ситуации не велики. Однако девелоперы пришли к выводу, что пока массового исхода граждан из коттеджных поселков обратно в город ждать не приходится. Да, сложно, да, затратно по времени, но наши люди все равно как-нибудь приспособятся.
Справка:
По данным Экспертного бюро "Сперанский" за время существовавния загородного рынка граждане купили в коттеджных поселках 63 000 объектов - участков, коттеджей, таунхаусов. Из них примерно 40 000 семей собираются или уже живут за городом постоянно. Это порядка 20 000 детей школьного возраста. За год количество семей, перебирающихся в коттеджи, прирастает примерно на 4000.